Главная » Файлы » Авторские разработки Е.А.Ющенко » Доклады Е.А.Ющенко |
09.01.2013, 17:25 | |
Введение Жан-Жак Руссо – великий французский философ, музыкант, биолог, писатель, педагог – родился 28 июня 1712 года в Женеве в семье часовщика. Систематического школьного образования он не получил, но много занимался самообразованием. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом – гравера, служил лакеем и секретарем, учителем музыки и домашним воспитателем. Свое педагогическое видение Жан-Жак Руссо описал в самом известном своем трактате «Эмиль или о воспитании». Центром внимания Жана-Жака Руссо стал естественный, природный человек, который рождается совершенным, но которого уродуют общественные условия. Однако при этом Ж.-Ж. Руссо не отрицал роли воспитания, более того, его теория естественного воспитания явилась основой его педагогической концепции. Основная
часть В центре концепции Руссо – личность
ребенка. Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен
стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый,
природный вид. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут
взрослыми», - писал французский просветитель [3]. Заслуга Руссо в защите
детства, в утверждении каждого периода в жизни ребенка, его индивидуальности и
самобытности. Педагог убедительно показал востребованность принципа
природосообразности воспитания, не потерявшего своей актуальности и в наши дни.
Эти воззрения стали предтечей становления науки о ребенке. А французского
просветителя можно справедливо считать одним из основателей антропологической
педагогики с ее основной идеей комплексного подхода к личности ребенка в
процессе его обучения и воспитания. Определяющим принципом гуманистической
направленности системы воспитания Руссо является принцип свободного и
естественного воспитания. Для французского педагога свободное воспитание – это
гуманизм, так как объединяет общечеловеческие ценности, высшие достижения
развития общества и культуры цивилизации; естественное воспитание предполагает,
что воспитание детей должно осуществляться естественно, сообразно с природой, в
воспитании необходимо следовать внутренней природе ребенка, учитывать его
возрастные особенности. В настоящее
время идея свободного воспитания приобретает особенное значение. В современных
условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов
к образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной. Жан-Жак Руссо
считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа. Люди и
вещи, которые его окружают. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа
развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и
явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие
ребенка. Задача воспитателя – гармонизировать действия этих факторов. Наилучшим
воспитанием полагал Ж.-Ж. Руссо будет, прежде всего, самостоятельное накопление
жизненного опыта. В современной
педагогике приоритетным направлением является сохранение и укрепление
физического и психического здоровья подрастающего поколения. Решение задачи
физического воспитания Руссо рассматривает как путь воспитания здорового
человека, способного к освоению окружающего мира и явлений. Он рассматривает
процесс становления здоровья как механизм организации здорового образа жизни
воспитанника. Русо в неявном виде уже тогда проводил связь между здоровьем и
нравственным состоянием человека, считая, что «…великая тайна воспитания
заключается в умении так поставить дело, чтобы упражнения телесные и духовные
всегда служили друг для друга отдохновением» [3]. И тогда, человек и общество
будут физически и нравственно здоровыми. Не менее
актуальным, по мнению Жана-Жака Руссо, является то, как в семье относятся к
вопросам полового различия. Можно с определенной уверенностью отметить, что
Руссо одним из первых сделал попытку установить связь между биологическим,
половым развитием и социальным положением мужчины и женщины, закладывая тем
самым основы будущей теории гендерной педагогики. Составной
частью педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо является и практико-ориетированная
дидактическая система обучения, цель которой – обеспечить активное
познавательное начало личности ребенка. Многие аспекты обучения педагог
рассматривал именно с позиции деятельности, самостоятельности и активности
ребенка. Искусство наставника должно состоять в том, чтобы направлять обучение
ребенка на главное и постоянно приближать его к основным отношениям в природе и
обществе. В его
системе находит отражение принцип
наглядности, который Руссо считал основополагающим при обучении средствами
природы и жизненных фактов. Вслед за Я.А. Коменским у Руссо получило дальнейшее
развитие «золотое» правило дидактики. Исключительное значение он придавал
наблюдению за живой природой, так как дети лучше воспринимают живые образы, чем
идеи. «Не указывайте ребенку ничего такого, - подчеркивал Руссо, чего он не мог
видеть» [3]. Педагог требовал близости детей к природе, про которую он говорил.
Что это «самое интересное и лучшее воспитательное средство». Особое внимание
Жан-Жак Руссо уделял таким организационным формам, как прогулки и экскурсии.
Ему удалось выявить их огромный гуманистический потенциал для воспитания
ребенка. Руссо показал значение прогулок на природе для познавательного
развития и эстетического воспитания ребенка. В современных
педагогических теориях по данному вопросу высказываются взгляды, близкие к позиции
Ж.-Ж. Руссо, тем самым ставя вопросы организации взаимодействия ребенка и
окружающего его живого и предметного мира на одно из приоритетных мест в
воспитании и обучении. Руссо развивал
оригинальную методику получения знаний ребенком, основанную на самостоятельном
исследовании им предметов и явлений, явившимся следствием собственных усилий
ребенка. «Можно руководить ребенком методом научающим, но так, чтобы ему
казалось, что он делает только сам» [3]. Он ставит ребенка в положение
исследователя, открывающего «научные истины». Так, ребенок, наблюдая за
природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же
соображения должны быть положены в основу отношений к людям и обществу. Роль
педагога состоит в организации условий для индивидуальной, самостоятельной
деятельности воспитанника. Тем самым Руссо близко подошел к понятию
проблемно-поискового обучения и явился одним из представителей эпохи
Просвещения, предвосхитившим идеи деятельностного подхода в педагогике. Важной задачей
педагог считает вовлечение ребенка с раннего возраста в процесс активной
деятельности, в ходе которой у него формируется способность к самостоятельной
жизни, основанной на личном труде. Труд Руссо рассматривал как ценностную
категорию и подчеркивал его нравственное значение. Он выдвинул и обосновал идею
о соединении воспитания с производительным трудом как принцип связи трудового
обучения с окружающей действительностью. Русо
подчеркивал активную позицию самого воспитанника в выборе материалов,
инструментов, видов и приемов деятельности до того, как он сам приступил к
делу. Здесь просматриваются элементы метода проектов, хотя бесспорно, было бы
неправильно утверждать, что Руссо ясно представлял себе идею проектного метода
обучения в современной интерпретации. В определенной степени его идеи нашли
свое отражение в практике отечественных педагогов таких как К.Д. Ушинский, А.С.
Макаренко, В. А. Сухомлинский и других. Значительную
роль в воспитании Руссо отводил личности педагога, его качествам. Он считал,
что воздействие педагога на личность ребенка зависит от характера
взаимодействия между воспитателем и воспитанником. Он акцентировал внимание на
установлении демократического стиля общения, на гуманизации отношений между педагогом и ребенком,
построенном на взаимном доверии, уважении, диалоге. Это положение составляет
основу и современной парадигмы воспитания. Ж.-Ж. Руссо
верил в добрые начала, заложенные природой в любом человеке, полагая, что
воспитание должно создавать условия для самовыражения и свободного развития ребенка
и исключать принуждение и насилие над ним. Соответственно ненасилие он
рассматривал как нравственный принцип взаимодействия людей, как отношение
человека к человеку, в основе которого лежат свобода интереса и толерантность к
людям. По убеждению
Руссо, подлинное воспитание всегда проблемно, как для педагога, так и для его
воспитанников. Беспроблемное обучение – синоним формального, механического
научения. Однако педагог не должен находиться в положении человека, знающего
окончательные ответы на все поставленные вопросы. Вопросы, заданные детям, по
мнению педагога, должны быть проблемными и для самого педагога. Такой подход
является стимулом для дальнейшего развития и в современной теории проблемного
обучения. Отдавая добрую
дань детскому возрасту, Руссо продолжает: «помните, что природа желает, чтобы
дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми» [3]. Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять» [3]. Заключение Таким образом,
можно говорить об актуальности изучения наследия Жана-Жака Руссо в новых
социально-исторических условиях, о многогранности тех проблем, над которыми
работал гуманист-просветитель и многие из которых переоткрываются в современной
отечественной и зарубежной педагогике. Педагогическое наследие Ж.-Ж. Руссо
принадлежит не только истории, но должно быть востребовано современной
педагогикой, осваивающей гуманистическте традиции и инновации образования. «Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими по отношению ко всякому состоянию, всякому возрасту, во всем, что только чуждо человеку! Разве есть какая-нибудь мудрость для вас вне человечности? Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!» [3]. Список использованной
литературы: 1.
Педагогическое наследие / Сост.
В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. –
М.: Педагогика, 1988 2.
Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с
древнейших до наших времен / Научная редакция, вступительная статья, предметный
указатель Захарченко М. В. – СПб.: Алетейя, 2000. 3.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Под ред.
Джибладзе Г. Н.; сост. Джуринский А. Н. – М.: Педагогика, 1981. 4.
Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 / Под ред.
Джибладзе Г. Н.; сост. Джуринский А. Н. – М.: Педагогика, 1981. | |
Просмотров: 2810 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 0 | |