Главная » Файлы » Авторские разработки Е.А.Ющенко » Сценарии занятий Е.А.Ющенко |
02.01.2013, 13:47 | |
Пояснительная записка Сейчас в стране очень актуальны проблемы алкоголизма, табакокурения, наркомании. Многие согласятся, что гораздо эффективнее предупредить, чем лечить людей от пагубного влияния этих привычек. Но с какого возраста и как следует проводить подобную работу? Я считаю, что это никогда не рано начать. И начинать надо, по-моему мнению, с приобщения детей к здоровому образу жизни. Большинство людей, понимая важность здорового образа жизни, все-таки пренебрегают им. Объясняется это отсутствием потребности заботиться о своем здоровье. А ведь именно потребностное состояние, как известно, является источником активности. Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть практически у каждого взрослого человека. Но для того, чтобы быть здоровым в зрелом возрасте, человеку необходимо сохранять и укреплять здоровье, данное ему от природы с самого раннего детства, а для этого одного желания мало. Да и очень трудно сохранять то, о чем ничего не знаешь и о чем никогда не задумывался. Поэтому мы на своих занятиях с ранних лет приобщаем детей к ценностям здорового образа жизни и формируем у воспитанников потребность в нем. В своем детском саду мы с помощью бесед, занятий, дидактических игр, сказок, чтения различных энциклопедий даем детям знания о человеческом теле, его физических возможностях. В организованной педагогом деятельности дети получают представления о том, что полезно, а что вредно для их маленького, но такого сложного организма, а главное учатся активно заботиться о нем. Частью работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни являются регулярные мероприятия по профилактике саморазрушающего поведения. Среди них конкурсы стенгазет, листовок, поделок, занятия, беседы, экспериментальная деятельность, обыгрывание всевозможных ситуаций, чтение и инсценирование литературных произведений, всевозможные игры на эту тему. В своей работе мы активно используем медиаресурсы. И все эти усилия служат лишь одному – просвещению дошкольников о действии табака, алкоголя и наркотиков на организм. Ведь только добровольное и осознанное отвержение вышеперечисленных зол будет иметь действие. Занятие, предложенное мною, одно из тех, которые призваны наглядно показать детям, последствия употребления алкоголя и табака человеком. Для этого я использую эксперименты, видеопросмотр, дидактические игры, сообщения детей, подготовленные совместно с родителями. В ходе занятия дети много рассуждают и самостоятельно приходят к выводу о том, хотят ли они быть здоровыми. Цель занятия: формировать у детей отрицательное отношение к алкоголю и табакокурению. Задачи: 1. Углубить и систематизировать знания детей о вреде алкоголя и табакокурения. 2. Закрепить знания о внутренних органах человека. 3. Развивать связную речь детей, умение формулировать свои мысли, согласовывать слова в предложениях. 4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. Оборудование. Два мольберта, по два маркера красного и желтого цвета, медиааппаратура, магнитофон, CD-диск с записью песни «Все спортом занимаются», мяч. Материалы. Разрезные картинки с изображением печени, сердца, легких, головного мозга; два плаката с изображением праздничных блюд, напитков и сигарет; модели печени и легких, изготовленные из пенопласта, на подносах; бутылка, рюмка, жидкость для снятия лака без ацетона, пипетка, тюбик с клеем «Момент», обклееный черной бумагой. Предварительная работа Знакомство детей со строением человека, его органами, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, слушание сказок, игры: «Закончи предложение», «Вредный – полезный», «Хорошо – плохо». Выставка-конкурс стенгазет: «Здоровье России – в наших руках». Подготовка экспериментов. Подготовка сообщений с детьми. Ход занятия Воспитатель: Ребята, вы любите дни рождения? А почему? Ответы детей Воспитатель: Да, это радостное событие для всех. А как вы празднуете дни рождения дома (с кем?) Ответы детей: - В этот день у нас собирается много гостей, они дарят подарки. Мама накрывает в этот день праздничный стол? Воспитатель: А что обычно у вас дома готовят для праздничного стола? Ответы детей. Воспитатель (предлагает разделиться на команды): На фланелеграфах вы видите то, что обычно бывает на праздничных столах. Нужно обвести красным маркером, то, что употреблять, по вашему мнению, нельзя, желтым - то, что можно употреблять только по праздникам и, таким образом, не обведенными остануться только те продукты, напитки или еще что-то, что можно и нужно употреблять всегда, то есть то, что является полезным или, по крайней мере, не наносит нашему организму вреда. Проводится игра «Вредно - полезно». Приложения №1, 2. Воспитатель: Объясните, почему вы думаете, что эти продукты употреблять нельзя совсем, даже в праздники. Ответы детей первой команды. Воспитатель: Участники второй команды объяснят: почему, по их мнению, предметы, обведенные желтым маркером можно употреблять только по праздникам. Ответы детей второй команды. Воспитатель: Все вы сказали, что алкоголь и сигареты вредны для организма, но одни из вас считают, что по праздникам можно немного покурить или выпить, например, за здоровье именинника, а другие считают, что этого делать категорически нельзя. Кто из вас прав, мы решим все вместе в конце занятия, а пока я прадлагаю вам собрать пазлы и узнать, на какие органы нашего организма влияют табак и алкоголь. Во время выполнения задания воспитатель подходит к детям и уточняет, какой орган они собрали. Дети делятся на четыре команды и подходят к столам, на которых лежат разрезные картинки с изображением печени, сердца, мозга, легких. Приложения №3-6. Проводится игра «Собери пазлы». Воспитатель, подходя, к столам уточняет, какой орган собрала каждая из команд. Дети отвечают на поставленный вопрос. Воспитатель: Алкоголь и сигареты влияют на такие органы как: печень, сердце, легкие и головной мозг. А хотите узнать как? Дети: Да. Воспитатель: Посмотрите: уменя есть очень красивая бутылка. Кто из вас знает, что продается в таких бутылках? Дети: Водка. Воспитатель: Очень жаль, но вы правы. В таких красивых бутылках продается водка, и взрослые иногда ее пьют. Я наливаю этот напиток в рюмку. А на подносе у меня лежит модель печени. И вот что происходит с печенью человека, когда он пьет алкоголь из таких вот бутылок. Опыт №1. Воспитатель набирает в пипетку жидкость для снятия лака без ацетона и капает ею на модель печени (выполненную из пенопласта) в нескольких местах. На месте попадания жидкости на пенопласт на нем сразу же остаются отверстия. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с печенью, на которую попала водка. Ответы детей. Воспитатель: Да действительно, там, куда мы с вами капнули немного этой жидкости, образовалось отверстие. Теперь вы видите, что происходит с внутренними органами человека, который употребляет алкоголь и можете сами ответить на вопрос: можно ли пить алкогольные напитки пусть даже только чуть-чуть в праздники? Ответы детей. Воспитатель: Я с вами совершенно согласна пить спиртное опасно для здоровья. Обратите внимание, у меня на другом подносе лежит еще один орган. Назовите его. Дети: Легкие. Воспитатель: Да, это легкие. За что отвечают легкие в нашем организме? Ответы детей. Воспитатель: Да, действительно, легкие отвечают за наше дыхание. А здесь у меня смола, которая выделяется из никатина во время курения сигарет. И вот что происходит с легкими курильщика под воздействием смолы. Опыт №2. Воспитатель берет тюбик с клеем «Момент», обклееным цветной бумагой, и в нескольких местах капает на модель легких (изготовленную из пенопласта). Места, на которые попадает клей, сначала желтеют, затем там образуются отверстия. Воспитатель: Что вы видите? Ответы детей. Воспитатель: Посмотрите, место, куда попала смола, меняет свой цвет, а затем на этом месте тоже образуется отверстие, как и в прошлом опыте. Пусть это отверстие не такое большое, как после спиртного, но оно тоже наносит вред нашему организму. А теперь, как вы считаете, можно курить? Ответы детей. Воспитатель. Знаете, что обидно? То, что в сигаретах самое опасное – это дым. Дым вдыхает не только тот человек, который курит, но и тот, который находится рядом с курильщиком, и его легкие тоже страдают от сигаретного дыма. Теперь ответьте на вопрос: можно ли находиться рядом с человеком, который курит? Ответы детей. Воспитатель: Мы с вами увидели, как влияет алкоголь и табакокурение только на два очень важных органа человека. А о том, какое влияние оказывают эти пагубные привычки на другие органы, нам расскажут ваши товарищи. Сообщения детей. Приложения №7 Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролики, из которых вы узнаете, какой еще вред своему организму наносит человек, который выпивает спиртные напитки. Просмотр видеороликов. Адрес сайта: http://video.mail.ru/mail/kirillkuzn/obsheedelo/111.html Воспитатель: Ну, что, ребята, страшно? И мне страшно от того, что случается с теми людьми, которые пьют алкогольные напитки. Я надеюсь, что с вами такого никогда не случится. И чтобы я была за вас спокойна, обещайте никогда не пить спиртного! Дети: Обещаем. Воспитатель: Обещайте никогда не курить сигарет! Дети: Обещаем. Воспитатель: Обещайте всегда выходить из помещения, в котором кто-нибудь курит. Дети: Обещаем. Воспитатель: Обещайте рассказать родителям о том, что сегодня увидели и узнали. Дети: Обещаем. Воспитатель: Теперь вы знаете чего нельзя делать, если хотите быть здоровыми. А что нужно делать для того, чтобы всегда оставаться здоровым, бодрым и активным? Ответы детей. Воспитатель: Все правильно, для того, чтобы быть здоровым нужно есть фрукты, овощи, витамины, минеральные вещества, гулять, двигаться, заниматься спортом, играть в подвижные игры. Вы любите играть? Воспитатель под фонограмму и проводит подвижную игру «Все спортом занимаются». Воспитатель: До свидания.
Дети: До свидания. Восп.: Ну а наше с вами занятие на этом закончено. Вы все сегодня молодцы, помогли Анюте, нарисовали очень красивые круги. Всем спасибо.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо подвигались. Но как, же нам быть с праздиками? Может совсем их отменить? Рассуждения детей. Воспитатель. У меня есть предложение: давайте сейчас все вместе составим такое праздичное меню, чтобы все гости остались довольны и никто не получил вреда от праздика. Согласны? Тогда становитесь в круг, будем перебрасывать мяч и называть те блюда и напитки, которые можно ставить на праздничный стол, при этом говоря предложение: «На праздничный стол мы поставим …» Игра с детьми «Праздичное меню»
Список используемой литературы: 1. Атлас анатомии человека. Под ред. Зырянова Евгения. – М.: изд. Лабиринт – Пресс, 2000. 2. Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М.: Медицина, 1984. 3. Ковалева Е.Ю., Родина Г.В., Жарова Т.М. Клуб Неболеек: программно-методический комплекс для работы с детьми дошкольного возраста. – Смоленск : СОИУУ, 2001. 4. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.: Просвещение, 1991. 5. Обо всем на свете. Большая детская энциклопедия/ (перевод с итальянского). – М.: изд. Астрель, 2001. 6. Петровская Ольга. Тело человека. – М.: ЮНИОН, 2008. 7. Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира/ (перевод с английского). – М.: Эксмо, 2008. 8. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №2/2011 | |
Просмотров: 905 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | |
Всего комментариев: 2 | |
| |