Главная » Файлы » Авторские разработки Е.А.Ющенко » Сценарии занятий Е.А.Ющенко

Здоровье и нездоровые привычки
02.01.2013, 13:47

Пояснительная записка

Сейчас в стране очень актуальны проблемы алкоголизма, табакокурения, наркомании. Многие согласятся, что гораздо эффективнее предупредить, чем лечить людей от пагубного влияния этих привычек. Но с какого возраста и как следует проводить подобную работу? Я считаю, что это никогда не рано начать. И начинать надо, по-моему мнению, с приобщения детей к здоровому образу жизни.

 Большинство людей, понимая важность здорового образа жизни, все-таки пренебрегают им. Объясняется это отсутствием потребности заботиться о своем здоровье. А ведь именно потребностное состояние, как известно, является источником активности.

Здоровый образ жизни является частью общечеловеческой культуры. Желание быть здоровым есть практически у каждого взрослого человека. Но для того, чтобы быть здоровым в зрелом возрасте, человеку необходимо сохранять и укреплять здоровье, данное ему от природы с самого раннего детства, а для этого одного желания мало. Да и очень трудно сохранять то, о чем ничего не знаешь и о чем никогда не задумывался. Поэтому мы на своих занятиях  с ранних лет приобщаем детей к ценностям здорового образа жизни и формируем  у  воспитанников  потребность в нем. В своем детском саду мы с помощью бесед, занятий, дидактических игр, сказок, чтения различных энциклопедий даем  детям знания о человеческом теле, его физических возможностях. В организованной педагогом деятельности дети получают представления о том, что полезно, а что вредно для их маленького, но такого сложного организма, а главное учатся активно заботиться о нем.

 Частью работы по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни являются регулярные мероприятия по профилактике саморазрушающего поведения. Среди них конкурсы стенгазет, листовок, поделок, занятия, беседы, экспериментальная деятельность, обыгрывание всевозможных ситуаций, чтение и инсценирование литературных произведений, всевозможные игры на эту тему. В своей работе мы активно используем медиаресурсы. И все эти усилия служат лишь одному – просвещению дошкольников о действии табака, алкоголя и наркотиков на организм. Ведь только добровольное и осознанное отвержение вышеперечисленных зол будет иметь действие.

Занятие, предложенное мною, одно из тех, которые призваны наглядно показать детям, последствия употребления алкоголя и табака человеком. Для этого я использую эксперименты, видеопросмотр, дидактические игры, сообщения детей, подготовленные совместно с родителями. В ходе занятия дети много рассуждают и самостоятельно приходят к выводу о том, хотят ли они быть здоровыми.

Цель занятия: формировать у детей отрицательное отношение к алкоголю и табакокурению.

Задачи:

1.   Углубить и систематизировать знания детей о вреде алкоголя  и табакокурения.

2.  Закрепить знания о внутренних органах человека.

3.  Развивать связную речь детей, умение формулировать свои мысли, согласовывать слова в предложениях.

4.   Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование.

Два мольберта, по два маркера красного и желтого цвета, медиааппаратура, магнитофон, CD-диск с записью песни «Все спортом занимаются», мяч.

Материалы.

Разрезные картинки с изображением печени, сердца, легких, головного мозга;  два плаката с изображением праздничных блюд, напитков и сигарет;  модели печени и легких, изготовленные из пенопласта,  на подносах; бутылка, рюмка, жидкость для снятия лака без ацетона, пипетка, тюбик с клеем «Момент», обклееный черной бумагой.

Предварительная работа

Знакомство детей со строением человека, его органами, рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий, слушание сказок, игры: «Закончи предложение», «Вредный – полезный», «Хорошо – плохо». Выставка-конкурс стенгазет: «Здоровье России – в наших руках». Подготовка экспериментов. Подготовка сообщений с детьми.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, вы любите дни рождения? А почему?

Ответы детей

Воспитатель: Да, это радостное событие для всех. А как вы празднуете дни рождения дома (с кем?)

Ответы детей:

- В этот день у нас собирается много гостей, они дарят подарки. Мама накрывает в этот день праздничный стол?

Воспитатель: А что обычно у вас дома готовят для праздничного стола?

Ответы детей.

Воспитатель (предлагает разделиться на команды): На фланелеграфах вы видите то, что обычно бывает на праздничных столах. Нужно обвести красным маркером, то, что употреблять, по вашему мнению, нельзя, желтым - то, что можно употреблять только по праздникам  и, таким образом, не обведенными  остануться только те продукты, напитки или еще что-то, что  можно и нужно употреблять всегда, то есть то, что является полезным или, по крайней мере, не наносит нашему организму вреда.

Проводится игра «Вредно - полезно». Приложения №1, 2.

Воспитатель: Объясните, почему вы думаете, что эти продукты употреблять нельзя совсем, даже в праздники.

Ответы детей первой команды.

Воспитатель: Участники второй команды объяснят: почему, по их мнению, предметы, обведенные  желтым маркером можно употреблять только по праздникам.

Ответы детей второй команды.

Воспитатель: Все вы сказали, что алкоголь и сигареты вредны  для организма, но одни из вас считают, что по праздникам можно немного покурить или выпить, например, за здоровье именинника, а другие считают, что этого делать категорически нельзя. Кто из вас прав, мы решим все вместе в конце занятия, а пока я прадлагаю вам собрать пазлы и узнать, на какие органы нашего организма влияют табак и алкоголь.

Во время выполнения задания воспитатель подходит к детям и уточняет, какой орган они собрали. Дети делятся на четыре команды и подходят к столам, на которых лежат разрезные картинки с изображением печени, сердца, мозга, легких.  Приложения №3-6.

Проводится игра «Собери пазлы».

Воспитатель,  подходя,  к столам уточняет, какой орган собрала каждая из команд.

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Воспитатель: Алкоголь и сигареты влияют на такие органы как: печень, сердце, легкие и головной мозг. А хотите узнать как?

Дети: Да.

Воспитатель: Посмотрите: уменя есть очень красивая бутылка. Кто из вас знает, что продается в таких бутылках?

Дети: Водка.

Воспитатель: Очень жаль, но вы правы. В таких красивых бутылках  продается водка,  и взрослые иногда ее пьют.  Я наливаю этот напиток в рюмку. А на подносе у меня лежит модель печени. И вот что происходит с печенью человека, когда он пьет алкоголь из таких вот бутылок.

Опыт №1.

Воспитатель набирает в пипетку жидкость для снятия лака без ацетона и капает ею на модель печени (выполненную из пенопласта) в нескольких местах. На месте попадания жидкости на пенопласт на нем сразу же остаются отверстия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что случилось с печенью, на которую попала водка.

Ответы детей.

Воспитатель: Да действительно, там, куда мы с вами капнули немного этой жидкости, образовалось отверстие. Теперь вы видите, что происходит с внутренними органами человека, который употребляет алкоголь и можете сами ответить на вопрос: можно ли пить алкогольные напитки пусть даже только чуть-чуть в праздники?

Ответы детей.

Воспитатель: Я с вами совершенно согласна пить спиртное опасно для здоровья. Обратите внимание, у  меня на другом подносе лежит еще один орган. Назовите его.

Дети: Легкие.

Воспитатель: Да, это легкие. За что отвечают легкие в нашем организме?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, действительно, легкие отвечают за наше дыхание. А здесь у меня смола, которая выделяется из никатина во время курения сигарет. И вот что происходит с легкими курильщика под воздействием смолы.

Опыт №2.

Воспитатель берет тюбик с клеем «Момент», обклееным цветной бумагой, и в нескольких местах капает на модель легких (изготовленную из пенопласта). Места, на которые попадает клей, сначала желтеют, затем там образуются отверстия.

Воспитатель: Что вы видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, место, куда попала смола, меняет свой цвет, а затем на этом месте тоже образуется отверстие, как и в прошлом опыте. Пусть это отверстие не такое большое, как после спиртного, но оно тоже наносит вред нашему организму. А теперь, как вы считаете, можно курить?

Ответы детей.

Воспитатель. Знаете, что обидно? То, что в сигаретах самое опасное – это дым. Дым вдыхает не только тот человек, который курит, но и тот, который находится рядом с курильщиком, и его легкие тоже страдают от сигаретного дыма. Теперь ответьте на вопрос: можно ли находиться рядом с человеком, который курит?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами увидели,  как влияет алкоголь и табакокурение только на два очень важных органа человека. А о том, какое влияние оказывают эти пагубные привычки на другие органы, нам расскажут ваши товарищи.

Сообщения детей. Приложения №7

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролики, из которых вы узнаете, какой еще вред своему организму наносит человек, который выпивает спиртные напитки.

Просмотр видеороликов. 

Адрес сайта: http://video.mail.ru/mail/kirillkuzn/obsheedelo/111.html

Воспитатель: Ну, что, ребята, страшно? И мне страшно от того, что случается с теми людьми, которые пьют алкогольные напитки. Я надеюсь, что с вами такого никогда не случится. И чтобы я была за вас спокойна, обещайте никогда не пить спиртного!

Дети: Обещаем.

Воспитатель: Обещайте никогда не курить сигарет!

Дети: Обещаем.

Воспитатель: Обещайте всегда выходить из помещения, в котором кто-нибудь курит.

Дети: Обещаем.

Воспитатель: Обещайте рассказать родителям о том, что сегодня увидели и узнали.

Дети: Обещаем.

Воспитатель: Теперь вы знаете чего нельзя делать, если хотите быть здоровыми. А что нужно делать для того, чтобы всегда оставаться здоровым, бодрым и активным?

Ответы детей.

Воспитатель: Все правильно, для того, чтобы быть здоровым нужно есть фрукты, овощи, витамины, минеральные вещества, гулять, двигаться, заниматься спортом, играть в подвижные игры. Вы любите играть?

Воспитатель под фонограмму и проводит подвижную игру «Все спортом занимаются».

Воспитатель: До свидания.

 

Дети: До свидания.

Восп.: Ну а наше с вами занятие на этом закончено. Вы все сегодня молодцы, помогли Анюте, нарисовали очень красивые круги. Всем спасибо.

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо подвигались. Но как, же нам быть с праздиками? Может совсем их отменить?

Рассуждения детей.

Воспитатель. У меня есть предложение: давайте сейчас все вместе составим такое  праздичное меню, чтобы  все гости остались довольны и никто не получил вреда от праздика. Согласны? Тогда становитесь в круг, будем перебрасывать мяч и называть те блюда и напитки, которые можно ставить на праздничный стол, при этом говоря предложение: «На праздничный стол мы поставим …»

Игра с детьми «Праздичное меню»

 

Список используемой литературы:

1.  Атлас анатомии человека. Под ред. Зырянова Евгения. – М.: изд. Лабиринт – Пресс, 2000.

2.  Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – М.: Медицина, 1984.

3.  Ковалева Е.Ю., Родина Г.В., Жарова Т.М. Клуб Неболеек: программно-методический комплекс для работы с детьми дошкольного возраста. – Смоленск : СОИУУ, 2001.

4.  Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. – М.: Просвещение, 1991.

5.  Обо всем на свете. Большая детская энциклопедия/ (перевод с итальянского). – М.: изд. Астрель, 2001.

6.  Петровская Ольга. Тело человека. – М.: ЮНИОН, 2008.

7.  Юный эрудит. Современная энциклопедия окружающего мира/ (перевод с английского). – М.: Эксмо, 2008.

8.  Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №2/2011

Категория: Сценарии занятий Е.А.Ющенко | Добавил: Evgeniya
Просмотров: 905 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 2
2 Я  
0
И мне страшно!!! Кажется рановато для таких маленьких деток!

1 Марина  
0
Хочу провести такое занятие со своими детьми, но сомневаюсь, не очень ли напугаю детей?! Особенно меня саму впечатлил видеоролик! Не опасен ли он для неокрепшей психики дошкольника?!

Имя *:
Email *:
Код *: