Главная » Статьи » Родительская энциклопедия » Консультации

Развитие речи

                     Уважаемые родители, к пяти годам

  1. У наших детей произошел качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
  2. У них так же начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
  3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются обобщающими словами.
  4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
  5. Звукопроизношение полностью нормализовано.
  6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа.
  7. Дети способны произвольно менять громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Если это не так, то в большинстве случаев все еще можно исправить. Мы предлагаем вам несколько не сложных рекомендаций, которые помогут вашим детям овладеть родной речью.

Рассказывание по картинке

Родители помните: огромную роль играет форма вопроса, с которым Вы обращаетесь к ребёнку при рассматривании картинки. На вопрос «Что нарисовано на этой картине?» - ребенку легче всего ответить перечислением. Он не будет задумываться над установлением связи между предметами. Если поставить вопрос: «Что происходит на картинке?» - ребенок даёт описание действий. И только вопрос «О чём эта картина?» - наталкивает малыша на необходимость давать истолкование сюжета.

Чтобы ребенок смог легко устанавливать связи между предметами на картинке, обращайте его внимание на позу изображенного человека, на его местонахождение на картине. Самым главным для понимания сюжета картины является осмысливание человека в его действии. Полезным видом работы для развития умения правильно истолковывать содержание картинки будет придумывание названия к ней, так как в качестве названия должен выступить самый существенный, отличительный признак картинки.

Детям нравится определять, к каким сказкам сделаны те или иные иллюстрации. После того как сказка будет названа, нужно попросить ребенка вспомнить, к какому месту в сказке соответствует данная картинка. Постарайтесь, чтобы в подборке были не только самые узнаваемые сюжеты, но и второстепенные. Так вы разовьёте память ребенка, приучите его более внимательно слушать то, что вы ему читаете. если нет старых, годных к разрезанию книжек, можно заранее подготовить в книгах нужные картинки и, не показывая ребенку обложки, предъявлять картинки.

Рассказывание по серии картинок

Действием, объединяющим пересказ текста и рассказ по картинке, будет рассказывание сказки по готовой серии иллюстраций, расположенных в нужной последовательности. Если ребенок затрудняется при описывании картинки и сбивается на простое перечисление, задавайте ему вопросы по содержанию картинки и сказки.

Более сложным заданием будет просьба разложить иллюстрации к одной сказке в нужной последовательности, а затем рассказать по ним сказку.

Пересказ текста

Дети пятого года жизни при пересказе прослушанного текста опираются на вопросы взрослого или на картинки-иллюстрации к тексту. Помимо прямых вопросов, помогающих передать текст в нужной временной последовательности, пора приучать детей к поисковым вопросам с использованием слов: почему, зачем, для чего, как, каким образом. Большие по объему тексты разбивайте на части и задавайте вопросы к каждой части.

Что читать детям пятого года жизни

Возросшим познавательным потребностям детей должен соответствовать и круг чтения: кроме сказок, которые усложняются (появляются волшебные сказки, сказки А.С.Пушкина, В.А.Жуковского), детям читают рассказы К.Д.Ушинского, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, книги познавательной направленности Н.Сладкова, В.Бианки, Ю.Дмитриева и других писателей. К стихам и сказкам К.Чуковского, С.Маршака, А.Барто добавляются стихотворные произведения В.Маяковского, Б.Заходера. В пять лет дети в состоянии воспринимать прекрасные стихи о природе А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева. Пробуйте читать своему ребенку тексты большого объема, которые не прочтешь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастет в традицию семейного чтения по вечерам. Чтобы приучить ребенка к слушанию книг, не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные передачи.

Развитие словарного запаса

Как уже отмечалось, к четырем годам в речи детей могут появиться слова второй степени обобщения (слова-понятия). Чтобы ускорить этот процесс и закрепить данные слова в активном словаре, стоит приобрести или изготовить различные лото: «Назови одним словом», «Родовые понятия», «Подбери пару» и другие.

Развитие грамматического строя

Формирование грамматических навыков у детей пятого года жизни происходит в процессе бытового общения, во время свободной игры с игрушками, на прогулках. Проводите с ребенком специальные упражнения для закрепления появляющихся грамматических форм.

Предлагаем Вам несколько игр, которые непременно помогут вашему ребенку в овладении речевыми навыками. Самое главное, во многие из этих игр можно играть везде: по дороге в детский сад, на прогулке, работая на кухне, разбирая с ребенком его игрушки…

«Скажи наоборот»

Цель. Введение в активную речь антонимичных прилагательных. Развитие ловкости, мышления.

Ход игры. Взрослый произносит любое прилагательное, к которому можно подобрать антоним. Ребенок говорит ответ – антоним.

«Что я делал, не скажу, лучше я вам покажу»

Цель. Закрепление в активной речи умения согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде.

Ход игры. Перед играющими лежат предметы и игрушки. Участники игры по очереди берут какой-нибудь предмет и выполняют с ним действия. Остальные игроки описывают действия играющего участника, используя глаголы прошедшего времени. Например: «Валя купала куклу».

«Закончи предложение»

Цель. Ввести в активную речь детей предложения с однородными членами, закрепить родовые понятия и научить классифицировать слова-предметы по заданным группам.

Ход игры. Взрослый начинает говорить предложение: «В саду поспели …», ребенок должен это предложение продолжить, перечислив фрукты, которые могут поспеть в саду.

Примерные предложения для ведущего:

«На грядке растут овощи:…»

«У куклы Кати красивая одежда: …»

«В комнате красивая мебель: …»

«У малышей разные игрушки: …»

«В магазине продается посуда: …»

«Цепочка слов»

Цель. Научить детей выделять первый и последний звуки в словах. Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

Ход игры. Играющие по очереди называют слова, отвечающие условию: последний звук сказанного слова должен стать первым звуком последующего слова.

Пример: стоЛ – ЛампА – АисТ – ТоК и так далее.

«Спрячь игрушку»

Цель: Закрепление употребления простых и сложных предлогов – на, под, за, в, около, с, из-за, из-под

Ход игры. Взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти и рассказать куда спрятали игрушку.

«Поймай звук»

Цель: Развивать умение выделять определенный звук из звукового ряда.

Ход игры: Ведущий называет слова. Играющие должны хлопнуть в ладоши, если они услышат заданный звук А,У,И, ….

«Эхо»

Цель: Развитие слухового внимания, восприятия и умения воспроизвести слоговые ряды в заданной последовательности.

Ход игры: Взрослый произносит слоговые ряды и просит ребенка их повторить: па-ба, та-да, кА-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па, ма-ма-да.

«Телеграф»

Цель: Развивать умение ребенка повторять слова, сохраняя правильность слоговой структуры.

Ход игры: Взрослый предлагает передать телеграмму. Нужно правильно произнести и отстучать слово, т.е. нужно хлопнуть на каждый слог.

 

Категория: Консультации | Добавил: Evgeniya (13.05.2017)
Просмотров: 195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: