Главная » Файлы » Авторские разработки Е.А.Ющенко » Доклады Е.А.Ющенко

«Гуманистическая направленность педагогической концепции Жана–Жака Руссо в современном контексте воспитания»
09.01.2013, 17:25

Введение

Жан-Жак Руссо – великий французский философ, музыкант, биолог, писатель, педагог – родился 28 июня 1712 года в Женеве в семье часовщика. Систематического школьного образования он не получил, но много занимался самообразованием. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом – гравера, служил лакеем и секретарем, учителем музыки и домашним воспитателем. Свое педагогическое видение Жан-Жак Руссо описал в самом известном своем трактате «Эмиль или о воспитании».

Центром внимания Жана-Жака Руссо стал естественный, природный человек, который рождается совершенным, но которого уродуют общественные условия. Однако при этом Ж.-Ж. Руссо не отрицал роли воспитания, более того, его теория естественного воспитания явилась основой его педагогической концепции. 

Основная часть

В центре концепции Руссо – личность ребенка. Для него природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», - писал французский просветитель [3]. Заслуга Руссо в защите детства, в утверждении каждого периода в жизни ребенка, его индивидуальности и самобытности. Педагог убедительно показал востребованность принципа природосообразности воспитания, не потерявшего своей актуальности и в наши дни. Эти воззрения стали предтечей становления науки о ребенке. А французского просветителя можно справедливо считать одним из основателей антропологической педагогики с ее основной идеей комплексного подхода к личности ребенка в процессе его обучения и воспитания.

Определяющим принципом гуманистической направленности системы воспитания Руссо является принцип свободного и естественного воспитания. Для французского педагога свободное воспитание – это гуманизм, так как объединяет общечеловеческие ценности, высшие достижения развития общества и культуры цивилизации; естественное воспитание предполагает, что воспитание детей должно осуществляться естественно, сообразно с природой, в воспитании необходимо следовать внутренней природе ребенка, учитывать его возрастные особенности.

В настоящее время идея свободного воспитания приобретает особенное значение. В современных условиях перестройки общественного сознания, поиска и разработки новых подходов к образованию идея свободного воспитания становится актуальной и перспективной.

Жан-Жак Руссо считал, что на ребенка воздействуют три фактора воспитания: природа. Люди и вещи, которые его окружают. Каждый из факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства; люди учат, как ими пользоваться; предметы и явления обогащают опыт. Все вместе они обеспечивают естественное развитие ребенка. Задача воспитателя – гармонизировать действия этих факторов. Наилучшим воспитанием полагал Ж.-Ж. Руссо будет, прежде всего, самостоятельное накопление жизненного опыта.

В современной педагогике приоритетным направлением является сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения. Решение задачи физического воспитания Руссо рассматривает как путь воспитания здорового человека, способного к освоению окружающего мира и явлений. Он рассматривает процесс становления здоровья как механизм организации здорового образа жизни воспитанника. Русо в неявном виде уже тогда проводил связь между здоровьем и нравственным состоянием человека, считая, что «…великая тайна воспитания заключается в умении так поставить дело, чтобы упражнения телесные и духовные всегда служили друг для друга отдохновением» [3]. И тогда, человек и общество будут физически и нравственно здоровыми.

Не менее актуальным, по мнению Жана-Жака Руссо, является то, как в семье относятся к вопросам полового различия. Можно с определенной уверенностью отметить, что Руссо одним из первых сделал попытку установить связь между биологическим, половым развитием и социальным положением мужчины и женщины, закладывая тем самым основы будущей теории гендерной педагогики.

Составной частью педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо является и практико-ориетированная дидактическая система обучения, цель которой – обеспечить активное познавательное начало личности ребенка. Многие аспекты обучения педагог рассматривал именно с позиции деятельности, самостоятельности и активности ребенка. Искусство наставника должно состоять в том, чтобы направлять обучение ребенка на главное и постоянно приближать его к основным отношениям в природе и обществе.

В его системе  находит отражение принцип наглядности, который Руссо считал основополагающим при обучении средствами природы и жизненных фактов. Вслед за Я.А. Коменским у Руссо получило дальнейшее развитие «золотое» правило дидактики. Исключительное значение он придавал наблюдению за живой природой, так как дети лучше воспринимают живые образы, чем идеи. «Не указывайте ребенку ничего такого, - подчеркивал Руссо, чего он не мог видеть» [3]. Педагог требовал близости детей к природе, про которую он говорил. Что это «самое интересное и лучшее воспитательное средство».

Особое внимание Жан-Жак Руссо уделял таким организационным формам, как прогулки и экскурсии. Ему удалось выявить их огромный гуманистический потенциал для воспитания ребенка. Руссо показал значение прогулок на природе для познавательного развития и эстетического воспитания ребенка.

В современных педагогических теориях по данному вопросу высказываются взгляды, близкие к позиции Ж.-Ж. Руссо, тем самым ставя вопросы организации взаимодействия ребенка и окружающего его живого и предметного мира на одно из приоритетных мест в воспитании и обучении.

Руссо развивал оригинальную методику получения знаний ребенком, основанную на самостоятельном исследовании им предметов и явлений, явившимся следствием собственных усилий ребенка. «Можно руководить ребенком методом научающим, но так, чтобы ему казалось, что он делает только сам» [3]. Он ставит ребенка в положение исследователя, открывающего «научные истины». Так, ребенок, наблюдая за природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены в основу отношений к людям и обществу. Роль педагога состоит в организации условий для индивидуальной, самостоятельной деятельности воспитанника. Тем самым Руссо близко подошел к понятию проблемно-поискового обучения и явился одним из представителей эпохи Просвещения, предвосхитившим идеи деятельностного подхода в педагогике.

Важной задачей педагог считает вовлечение ребенка с раннего возраста в процесс активной деятельности, в ходе которой у него формируется способность к самостоятельной жизни, основанной на личном труде. Труд Руссо рассматривал как ценностную категорию и подчеркивал его нравственное значение. Он выдвинул и обосновал идею о соединении воспитания с производительным трудом как принцип связи трудового обучения с окружающей действительностью.

Русо подчеркивал активную позицию самого воспитанника в выборе материалов, инструментов, видов и приемов деятельности до того, как он сам приступил к делу. Здесь просматриваются элементы метода проектов, хотя бесспорно, было бы неправильно утверждать, что Руссо ясно представлял себе идею проектного метода обучения в современной интерпретации. В определенной степени его идеи нашли свое отражение в практике отечественных педагогов таких как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и других.

Значительную роль в воспитании Руссо отводил личности педагога, его качествам. Он считал, что воздействие педагога на личность ребенка зависит от характера взаимодействия между воспитателем и воспитанником. Он акцентировал внимание на установлении демократического стиля общения, на гуманизации  отношений между педагогом и ребенком, построенном на взаимном доверии, уважении, диалоге. Это положение составляет основу и современной парадигмы воспитания.

Ж.-Ж. Руссо верил в добрые начала, заложенные природой в любом человеке, полагая, что воспитание должно создавать условия для самовыражения и свободного развития ребенка и исключать принуждение и насилие над ним. Соответственно ненасилие он рассматривал как нравственный принцип взаимодействия людей, как отношение человека к человеку, в основе которого лежат свобода интереса и толерантность к людям.

По убеждению Руссо, подлинное воспитание всегда проблемно, как для педагога, так и для его воспитанников. Беспроблемное обучение – синоним формального, механического научения. Однако педагог не должен находиться в положении человека, знающего окончательные ответы на все поставленные вопросы. Вопросы, заданные детям, по мнению педагога, должны быть проблемными и для самого педагога. Такой подход является стимулом для дальнейшего развития и в современной теории проблемного обучения.

Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: «помните, что природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми» [3].

Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться того, чтобы сделать своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитайте силы, которыми он должен управлять» [3].

Заключение

Таким образом, можно говорить об актуальности изучения наследия Жана-Жака Руссо в новых социально-исторических условиях, о многогранности тех проблем, над которыми работал гуманист-просветитель и многие из которых переоткрываются в современной отечественной и зарубежной педагогике. Педагогическое наследие Ж.-Ж. Руссо принадлежит не только истории, но должно быть востребовано современной педагогикой, осваивающей гуманистическте традиции и инновации образования.

«Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими по отношению ко всякому состоянию, всякому возрасту, во всем, что только чуждо человеку! Разве есть какая-нибудь мудрость для вас вне человечности? Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!» [3].

     Список использованной литературы:

1.    Педагогическое наследие / Сост.  В.М. Кларин, А.Н.  Джуринский. – М.: Педагогика, 1988

2.    Модзалевский Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Научная редакция, вступительная статья, предметный указатель Захарченко М. В. – СПб.: Алетейя, 2000.

3.    Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1 / Под ред. Джибладзе Г. Н.; сост. Джуринский А. Н. – М.: Педагогика, 1981.

4.    Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т.2 / Под ред. Джибладзе Г. Н.; сост. Джуринский А. Н. – М.: Педагогика, 1981.

 

Категория: Доклады Е.А.Ющенко | Добавил: Evgeniya
Просмотров: 2885 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: