Главная » Файлы » Авторские разработки Е.А.Ющенко » Сообщения Е.А.Ющенко

«Интеграция образовательных областей с учётом ФГТ»
09.01.2013, 17:29

Детский сад для ребёнка – это второй дом. Как и чем он будет там заниматься,  определяет программа дошкольного образования.

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом – Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). В связи с данными требованиями к развитию детей меняется  цель образовательной работы – вместо набора знаний, умений и навыков, предлагается формировать качества ребёнка: физические, личностные, интеллектуальные.

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей:

- «Физическая культура» (двигательная деятельность)

- «Социализация» (игровая деятельность)

- «Труд» (трудовая деятельность)

- «Чтение художественной литературы» (восприятие художественной литературы)

- «Коммуникация» (коммуникативная деятельность)

- «Познание» (познавательно-исследовательская деятельность)

- «Музыка» (музыкально-художественная деятельность)

- «Художественное творчество» (продуктивная деятельность)

- «Безопасность»

- «Здоровье»

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование способности добывать эти знания и применять их в различных ситуациях.

Решать поставленные цели и задачи предлагается таким образом:

- максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

- в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует, чтобы педагоги  обучали  дошкольников так, чтобы те об этом даже не догадывались.

 

Таким образом, положительными моментами в образовании по ФГТ, на мой взгляд, является то, что:

1.           Взаимодействие строится на сотрудничестве взрослого и ребёнка (ребенок активен не менее взрослого), ребенок перестаёт быть объектом формирующих воздействий взрослого человека, когда взрослый управляет ребёнком, он становится полноправным участником процесса.

2.    На смену большой регламентированности образовательного процесса, использования готовых конспектов занятий приходят гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей. (Т.е., как у нас бывает: после плавания дети приходят. Первая подгруппа уже поиграла и готова вести диалог с воспитателем (а у нас в этот день речевое развитие), а вторая подгруппа еще не пришла в себя после полученных эмоций и им еще очень трудно на чем-либо сосредоточится. Раньше мы были вынуждены проводить занятие согласно сетке. Теперь мы можем позволить детям поиграть, поделиться своими эмоциями с друзьями, воспитателем, а затем уже провести запланированную игру.)

3.    Преобладающим методом работы с детьми становится не монолог взрослого, а диалог взрослого и ребёнка, т.е. вместо привычного занятия мы можем провести с детьми беседу, на интересующую нас тему или, после смоделированной педагогом (иногда и произвольной, т.е несмоделированной) ситуации- ситуативный разговор.

4.    Основным мотивом участия или неучастия ребёнка в образовательном процессе становится  не авторитет взрослых, а наличие или отсутствие интереса к образовательной деятельности, а при наличие интереса, любая деятельность бывает более продуктивной.

5.    Интегрирование образовательных областей позволяет увидеть и понять любое явление целостно и представляет собой объединение нескольких видов деятельности, т.е., если мы взяли какую-нибудь тему недели, то мы пропускаем ее через все виды деятельности на неделе.

6.     Реализация образовательного процесса проходит так же, как проектная деятельность т.е. мы ставим цель, проблему (это тема недели), решаем ее всеми возможными способами, а в конце недели обязательно проводим итоговое мероприятие, в ходе которого дети сами того не замечая, закрепляют знания, полученные ими в течение недели.

7.    Так как распыление занятий в игровую деятельность освобождает нас от проведения самих занятий, у детей появляется больше свободного времени для игры - основного вида деятельности.

8.    В игре, которой теперь отводится больше времени, сплачивается детский коллектив.

9.    В игре дети теперь приобретают больше практического опыта, чем теоретических знаний. (т.е. зачем я им буду что-то рассказывать, когда можно смоделировать ситуацию и проиграть ее)

10.              Отсутствие регламентированных занятий и наличие большого количества свободного времени позволяет детям меньше сидеть на месте, больше двигаться, а значит, избавляет нас от бича современности – гиподинамии.

11.              Согласно ФГТ образовательный процесс становится непрерывным, т.е. длится во время всего календарного года без перерыва на каникулы.

12.              И наконец, форма плана по ФГТ заставляет воспитателей повышать знания современных технологий (хотя бы знание компьютера).

Категория: Сообщения Е.А.Ющенко | Добавил: Evgeniya
Просмотров: 800 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: