Главная » Файлы » Авторские разработки Е.А.Ющенко » Статьи Е А.Ющенко

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста
02.01.2013, 13:13

Никто не спорит, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода - это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольников.

В Конвенции о правах ребенка подчёркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В Законе «Об образовании», а так же в «Федеральных государственных требованиях к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Таким образом, сохранение здоровья населения является ключевой задачей, стоящей перед современным обществом. Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, от привычек, способа организации свободного времени, основы которых закладываются ещё в дошкольном возрасте. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Несомненно, проблема  раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Для дошкольных образовательных учреждений, где ребёнок проводит большую часть своего  времени, особую значимость приобретает деятельность по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей. Поэтому перед педагогами стоят задачи: воспитать интерес к собственному оздоровлению, развить навыки ведения здорового образа жизни, укрепления своего здоровья.

Наш детский сад работает по программе «Детство», разработанной коллективом педагогов Санкт-Петербургского педагогического университета под руководством В.И.Логиновой и Т.И.Бабаевой.  Поэтому в основе построения физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ находится уровень целостного развития детей, заданный указанной  программой.  Базовая задача программы – укрепление физического и психического здоровья детей, формирование основ двигательной и гигиенической культуры, валеологическое просвещение дошкольников. 

    Так как детям на данном этапе жизни необходимо движение, мы считаем, что важным элементом здоровьесберегательной системы является физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками. А это значит: основной задачей педагогов становится создание условий для удовлетворения биологических потребностей детей в движении. Физкультурно-оздоровительная работа, которая проводится в нашем дошкольном учреждении, включает в себя физические упражнения, которые дети выполняют во время утренней гимнастики, закаливания, профилактической гимнастики (дыхательной, плоскостопия, зрения), физкультурных минуток. Важным элементов в оздоровительной работе с детьми являются подвижные и динамичные игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, игры на свежем воздухе, например, «Снежная крепость», «Дед Мороз», «Малечина-калечина» и другие, спортивные игры, прогулки, походы, закаливающие процедуры, а также организация активного отдыха: спортивных праздников, Дней Здоровья, совместных с родителями походов в лес.

     Нами была организованна просветительская работа с детьми, которая включает в себя формирование привычек здорового образа жизни, понимание необходимости соблюдения личной гигиены, проведения гигиенических и водных процедур. Реализована эта просветительская работа была через беседы с детьми и дидактические игры, например, беседы «Зеленая аптека», «Полезные и вредные продукты», «Полезные и вредные привычки», «Зимние игры и забавы», «Как вести себя на улице зимой». В рамках валеологической работы с детьми они получили первые ответы на вопросы об организме. Очень понравилось нашим воспитанникам рассматривание плакатов, чтение детских анатомических энциклопедий, а так же детской художественной литературы, например сказок К.Чуковского: «Доктор Айболит», «Мойдодыр» и др., не обошлось здесь и без сюжетно-ролевых игр. Очень помогли нам в работе и родители наших воспитанников, ведь дома детям приходилось готовить рефераты, сочинять сказки на различные темы, делать поделки и, конечно же, рисовать.

В определенный момент мы поняли, что нам с родителями и детьми нашей группы стало тесно заниматься всей вышеперечисленной работой внутри нашего маленького коллектива. Тогда  в нашем дошкольном образовательном учреждении были разработаны формы и методы взаимодействия с семьями всех воспитанников детского сада. Формами такого взаимодействия стали: организация ежегодной выставки плакатов «Здоровье России в наших руках», выставки стенгазет «Папа, мама, я – спортивная семья», выставки детских рисунков «Мой любимый вид спорта», консультации для родителей по различным темам, например, «Подвижные игры детей от 3 до 7 лет», «Лечебная физкультура и профилактика простудных заболеваний детей», «Позвоночник – путь к здоровью» и другие. Взаимодействие с родителями предполагает обратную связь и сопровождается опросами и анкетированием родителей.

В результате такой системной деятельности с каждым годом в нашем дошкольном учреждении увеличивается количество семей, участвующих в акциях проводимых педагогическим коллективом.   По итогам анкетирования родителей и диагностирования воспитанников прослеживается активизация позиции детей в процессе  получения знаний о здоровом образе жизни, а также сознательное отношение детей к своему здоровью. И самое главное: дети нашего дошкольного учреждения стали на порядок меньше болеть различными респираторными заболеваниями по сравнению с детьми других садов нашего города.

 

Категория: Статьи Е А.Ющенко | Добавил: Evgeniya
Просмотров: 2151 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: